История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Валяние возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему, волокна могут сцепляться друг с другом. На этом основан принцип войлоковаляния. Объёмное валяние происходит при помощи специальных игл. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, посредством чего происходит спутывание. Так достигается эффект валяния. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, Финляндии и Перу. Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э. Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока - занавеса площадью более 30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов. Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода. Наиболее тонкие войлоки использовали как головные покрывала, из самых толстых делали доспехи, обувь, юрты. Славянские народы кочевниками не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подвалянные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды. В 60-70-х годах 20века благодаря культовому художнику Йозефу Бойсу войлок вошёл в арсенал современных художественных материалов. В 1943г. во время военных действий самолет Бойса сбили где-то над крымскими степями. Местные татары-кочевники вытащили его с тяжелыми ранениями из горящей машины,. Этот отрезок времени стал решающим для последующей творческой карьеры художника. Татары лечили его ритуальными методами, уходящими корнями в древнюю традицию этого народа. Израненное тело Бойса они обкладывали кусками сала, вливающего в организм жизненную силу, и заворачивали в войлок, сохраняющий тепло. Сало и войлок стали впоследствии важными материалами его скульптур и инсталляций, а антропологический принцип лег в основу его творчества. В своих многочисленных акциях он заворачивал в войлок стулья, кресла, рояли, сам закутывался в него и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию. Со временем традиции ручного войлоковаляния в Европе были забыты. Войлок начали изготавливать производственным способом и использовали в качестве материала для тепло- и шумоизоляции, а также в домашнем хозяйстве: в продаже можно увидеть стельки, носки, тапки и коврики из войлока. Однако около 20 лет назад скандинавские художники вновь обратились к ручному войлоковалянию и в наши дни этот вид прикладного искусства поднялся на новую волну популярности. Крупные западные и европейские производители выпускают окрашенную шерсть, иглы для фильцевания и различные аксессуары для этого увлекательного рукоделия. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины и игрушки.
На фото: Семинар "Войлок: прошлое и настоящее" в Музее Этнографии и Антропологии (Кунсткамере) проводит научный сотрудник Мария Янес.